В настоящее время выхлопные газы с транспортных судов являются значительным источником загрязнения окружающей среды. Объем выбросов с судов составляет от 2 до 3 процентов от общего объема выбросов парниковых газов в мире. Основным судовым источником загрязнения окружающей среды является энергетическая установка. Исследования состава отработавших газов двигателей внутреннего сгорания показывает, что в атмосферу попадает около 200 химических соединений, которые оказывают различные действия на окружающую среду и живые организмы. Данные проблемы, наряду с необходимостью в экономической устойчивости, являются стимулами к улучшению КПД двигателей судов. Увеличение суммарного пропульсивного коэффициента происходит за счет описанных отдельных составляющих и устройств экономии энергии.
Пропульсивный комплекс, корпус судна, главный двигатель, валопровод, движитель, проектирование судов, парниковые газы, экономические и экологические факторы, система питания, окружающая среда, кпд движителя
1. Башуров Б.П. Пропульсивный комплекс и режимы его работы: учебное пособие пособие.-Новороссийск: МГА им. Ф.Ф. Ушакова, 2001.- 146 с.
2. Середа М.П. Эксплуатация, безотказность, и ремонтопригодность элементов судового пропульсивного комплекса,- Новороссийск: МГА им. Ф.Ф. Ушакова, 2008 - 116 с.
3. https://www.researchgate.net/publication/31321 3208_Design_metrics_for_evaluating_the_propul sive_efficiency_of_future_ships
4. Халилов Н.А., Страхова Н.А. Опыт эксплуатации двухтопливных дизелей // Вестник АГТУ. Серия «Морская техника и технология».- 2011,-№2.
5. Епихин А.И., Кондратьев С.И., Хекерт Е.В. Применение нейронных сетей на базе многослойного перцептрона с использованием нечеткой логики для технической диагностики судовых технических средств// Эксплуатация морского транспорта -2020,- № 3 (96).- С. 111-119.
6. Епихин А.И., Кондратьев С.П., Хекерт Е.В. Прогнозирование многомерных нестационарных временных рядов с использованием нейромоделирования// Морские интеллектуальные технологии,- 2020 - № 4-4 (50).- С. 23-27.
7. Кондратьев, С.И.Теоретические основы управления крупнотоннажными судами по критериям безопасности и энергосбережения [Текст] / С.И. Кондратьев: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук / Новороссийская государственная морская академия - Новороссийск, 2004.
8. Кондратьев С.И. Синтез программных траекторий методом динамического программирования [Текст] / С.И. Кондратьев // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Технические науки- 2003- № S6- С. 41-43.
9. Епихин А.И., Хекерт Е.В., Каракаев А.Б., Модина М. А. Особенности построения прогностической нейро-фаззи сети//Морские интеллектуальные технологии - 2020 - № 4-4 (50).- С. 13-17.
10. Епихин А.И., Хекерт Е.В., Модина М.А.Принципы нейроуправления и варианты архитектуры нейронных сетей, применительно к сложной динамической системе СЭУ-СУДНО//Морские интеллектуальные технологии- 2020,- № 4-4 (50).- С. 18-22.
11. Епихин А.П., Кондратьев С.П., Хекерт Е.В. Прогнозирование многомерных нестационарных временных рядов с использованием нейро-моделирования//Морские интеллектуальные технологии - 2020 - № 4-4 (50).- С. 23-27.
12. Печников А.Н., Хекерт Е.В. Эргономический подход к оцениванию деятельности судовых специалистов: экспериментальная апробация предложенных моделей и процедур//Морские интеллектуальные технологии- 2019- № 4-3(46).-С. 104-110.
13. Печников А.Н., Хекерт Е.В., Савельев В.Г., Адерихин И.В. Эргономический подход к оцениванию деятельности судовых специалистов: модели трансформации действия в процессе его освоения и процедура их практического применения//Морские интеллектуальные технологии,-2019,-№ 1-2 (43).-С. 104-111.