Развитие морских перевозок СПГ из месторождений Арктического бассейна привело к появлению узкоспециапизированных судов, характеризующихся рядом существенных конструктивных, технических, технологических, эксплуатационных и прочих особенностей. Данный тип судов обчадает уникальным набором судовых технических средств, совместная эксплуатация которых определяет общий уровень безопасности перевозок, но ввиду отсутствия практики итользования таких судов и отсутствия соответствующей специализированной нормативной базы, соответствующие основные принципы и комплексные подходы еще не сформированы. В статье проведен анализ аварийности мирового флота, рассмотрены и проанализированы одни из основных факторов риска, связанных с технической эксплуатацией судовых технических средств современных танкеров-газовозов, и сформулированы меры предотвращения аварийных ситуаций, что может быть основой для разработки единых нормативных основ безопасной эксплуатации данного перспективного типа судов.
мировой флот, анапиз аварийности, потери флота, динамика изменения состава танкерного флота, снижение рисков
1. Международный кодекс для судов, эксплуатиру ющихся в полярных водах (Полярный кодекс). Резолюция MSC.385(94), принята 21 ноября 2014 года
2. Епихин А. И. Системы безопасности СПГ-танкеров: монография. - М.: Изд-во «МОРКНИ-ГА», 2019.
3. Ванг К.С. Предотвращение потерь флота. Иссле дование и анализ эксплуатационных рисков дня эксплуатируемых, строящихся и реконструируемых танкеров-газовозов // БМТ морские и оффшорные исследования,- Токио,- 2010.
4. World LNG report 2015. IGU, 2015
5. Новости СИГТТО (Общество операторов танке ров-газовозов и терминалов по перегрузке сжиженных газов) // Лондон, #29,04/2013
6. Оценка рисков столкновения для судов, исполь зующих в качестве топлива сжиженный газ // Германское отделение общества Ллойда, 2012
7. Епихин А.И. Основные причины аварийности танкеров-газовозов // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология - 2016.- №4.
8. Клюев В.В. Становление Севморпути как транс портного коридора глобального значения [Текст] / В.В. Клюев. С.И. Кондратьев // Эксплуатация морского транспорта - 2016,- № 3 (80).- С. 12-17.
9. Клюев В.В. Оценка рисков и управление рисками в практике судовождения [Текст] / В.В. Клюев, С.И. Кондратьев, В.И. Тульчинский // Эксплуатация морского транспорта.- 2016.-№ 3 (80).- С. 18-25.
10. Астреин В.В. Задача самоорганизации групп судов для предупреждения столкновений [Текст] / В.В. Астреин, С.И. Кондратьев, A.J1. Боран-Кешишьян // Эксплуатация морского транспорта- 2016 - № 1 (78).-С. 32-38.
11. Астреин В.В. Алгоритм самоорганизации групп судов для предупреждения столкновений [Текст] / В.В. Астреин, С.И. Кондратьев, Е.В. Хекерт // Эксплуатация морского транспорта- 2016.- №2 (79).-С. 45-50.