Рассмотрены свойства картографических изображений с точки зрения процедур оценки обстановки в районе морской транспортной активности и территориального планирования. Выделены задачи пространственного анализа, требующие перехода от картографического к топологическому отображению географической реальности. Рассмотрены существующие методики анаморфирования, их классификация, преиму щества и недостатки. Разработаны модели построения анаморфоз местности для топологизации геоизображения реальной действительности. Предложен алгоритм, основанный на афинном преобразовании, базирующийся на искажении границ района относительно центра масс области. Приведено сравнение предлагаемого алгоритма с существующим алгоритмом Гастнера-Ньюмана. Приведен пример выполнения оценки обстановки и построения анаморфозы оценочной карты в интересах безопасной навигации в районах со сложной ледовой обстановкой. Предложен ряд оригинальных терминов и понятий в системе геоинформаиионной поддержки управления территориальными объектами
район морской транспортной активности, территориальная обстановка, анализ и оценка обстановки, карта местности, геопространство, геообъект, анаморфирование, картоид
1. Архипов Ю.Р., Блажко Н.И., Григорьев С.В., Заботин Я.И., Трофимов А.М., Хузеев Р.Г. Математические методы в географии - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1976. - 352 с.
2. Берлянт А. М. Виртуальные геоизображения. - М.: Научный мир, 2001. - 56 с.
3. Берлянт, А.М. Картография / А.М. Берлянт. - М.: СИНТЕГ, 2011.-464 с.
4. Биденко С.И., Якушев Д.И. Геоинформационные управляющие системы и технологии,- СПб.: Изд-во СПбУ МВД, 2014. - 248 с.
5. Биденко С.И., Бородин Е.Л., Хекерт Е.В. Методи ка представления геосшуации в системе управления морской трансноргной акшвностъю // Эксплуатация морского транспорта. - Новороссийск: ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова- 2017-No 2,- С.47-51.
6. Бородин Е.Л., Биденко С.И., Храмов И.С. Оценка обстановки в ближней морской зоне с использованием искусственных нейронных сетей // Эксплуатация морского транспорта. - Новороссийск: ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова. - 2018. -№4. -С. 82 - 90.
7. Гусейн-Заде С.М., Тикунов B.C. Анаморфозы: что это такое? - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 168 с.
8. Заславский А.А. Геометрические преобразования.- М.: МЦНМО, 2004. - 86 с.
9. Жуков В.Т., Сербенюк С.Н., Тикунов B.C. Математико-картографическое моделирование в географии. -М.: Мысль, 1980. -224с.
10. Краак, Менно-Ян Картография. Визуализация геопространственных данных / Менно-Ян Краак, Ферьян Ормелинг. - М.: Научный мир, 2011. -326 с.
11. Маергойз И.М. Методика мелкомасштабных экономико-географических исследований. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 137 с.
12. Модели в географии. - М., 1971. - 380 с.
13. Панамарев Г.Е. Биленко С.И. Геоинформационная поддержка управления сложными территориальными объектами и системами. - Новороссийск: Изд-во МГА, 2011. - 202 с.
14. Суворов А.К. Топологические методы разработки картографических изображений - М.: ИГ АН СССР, 1986.-209 с.
15. Прикладная статистика: Классификация и снижение размерности / С.А. Айвазян, В.М. Бухштабер, И.С. Енкжов, Л.Д. Мешачкин. - М.: Финансы и статистика, 1989. -• 607 с.
16. Сачищев К.А. Картоведение. - М.: МГУ, 1990. -400 с.
17. Тикунов B.C. Моделирование в картографии: учебник - М.: Изд-во МГУ, 1997. -405 с.
18. Michael Т. Gastner and М. Е. J. Newman, Diffusion-based method for producing density-equalizing maps. PNASMay 18, 2004. - 101 (20). - P. 7499 -7504.
19. Юдин Ю.И., Кондратьев С.И., Боран-Кешишьян А.Л., Холичев С.Н., Глинская И.В. Mathematical modeling of tanker broadside motion controlled on the basis of deviations from the aimed line // Морские интеллектуальные технологии- 201 S.-Т. Г-№3(41).-С. 228-2.
20. Бородин Е.Л., Биденко С.И., Травин С.В., Хекерт Е.В., Храмов И.С. Геоинформационная поддержка управления морской транспортной активностью: методический аспект// Эксплуатация морского транспорта - 2018 - № 2 (87).- С. 80-84.
21. Биденко С.И., Бородин Е.Л., Хекерт Е.В. Методика представления геоситуации в системе у правления морской транспортной активностью // Эксплуатация морского транспорта.- 2017-№2 (83).-С. 47-50.