В статье рассматривается вопрос перехода системы российского образования на новую компетентностную модель, направленную на повышение качества и удовлетворения растущих кадровых потребностей отраслей производства. Раскрываются основные положения и содержание технических и технологических нововведений, определяющих формирование нового технологического уклада и как следствие формирование единого набора общекультурных и общепрофессиональных компетенций кадров. Рассмотрены варианты перехода российского морского образования на европейскую двухуровневую систему подготовки, положительные и отрицательные аспекты.
морское образование, компетентностный подход, модель, образовательные стандарты
1. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
2. Международная Конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками. СПб: ЦНИИМФ, 2010.
3. Сайт: http://seafarers.com.ua/world-shipping-needs-42500-officers-bv-2019/2579/.
4. Корабли без капитанов, M: Российская газета, https://rg.ru/2014/05/27/reg-szfo/kadrv.html.
5. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов: http: //fgosvo.ru/ksumo/index/edufieldid/.
6. Вадм Эдуардо Ma Р. Сантос, A.M. Байлон, Маривелес Батан: Программы морского обучения и подготовки Морской академии стран Азии и Тихого океана: непрерывное обеспечение мировой морской и рыбохозяйственной индустрии компетентными морскими кадрами. - Филиппины: Kamaya Point (AMOSUP-PTGWO- ITF), Морская академия стран Азии и Тихого океана, Филиппинская ассоциация морских офицеров и моряков, 2015.
7. Печников А.Н., Хекерт Е.В., Моделирование процессов трансформации функциональной структуры деятельности операторов судовых систем в процессе их подготовки //Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики,- 2007,-№3-2(41).-С.76-77;
8. Боран-Кешишьян А. Л., Кондратьев С.П., Томилин А.Н., Хекерт Е.В. Разработка банка тестовых заданий для проведения государственной итоговой аттестации выпускников морских образовательных организаций,- СПб.: Морские интеллектуальные технологии- 2019- Т.2. №1(43). -С.149-156.
9. Кондратьев С.П., Печников A.H., Хекерт Е.В. Эргономический подход к оцениванию деятельности судовых специалистов: суть проблемы и подход к ее решению // Морские интеллектуальные технологии,- 2018,- № 4-4 (42).- С. 166-174.
10. Томилин А.Н., Тукгаров P.P., Хекерт Е.В. Особенности конвенционной подготовки курсантов морского вуза // Конструктивные педагогические заметки,-2018,-Т.2.-№ 6(10). - С.676-685.
11. Писаренко Е.П., Томилин A.H., Хекерт Е.В. Проблема лидерства и формирования лидерской позиции у курсантов морского вуза // Вестник государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова - 2018 - № 4(25). -С.89-95.