В статье рассматриваются системы оценки безопасности судна. Существует большое количество методов оценки безопасности. Выбор определенной методики зависит от оцениваемой сферы деятельности. В работе дано краткое описание, преимущество и недостатки основных систем оценки безопасности. Подробно рассмотрены методы оценки безопасности, используемые в мореплавании, как наиболее известные вероятностные методы, так и современный способ, представленный байесовской сетью. Особое внимание уделяется способу оценки безопасности судна с помощью систем основанных на нечеткой логике в условиях недостаточной навигационной информации. Описаны основные параметры движения судна, учитываемые в векторе состояния при динамическом движении. Авторами сформулировано определение термина «Безопасность мореплавание», из которого следует, что безопасность мореплавания состоит из оценки вектора состояния судна, а также вектора управления. В результате исследования доказано, что процесс управления судном зависит от вектора состояния. Матрица управления выстраивается в некоторую фигуру взаимосвязанную с фигурой погрешности места. Можно безопасно управлять судном, если оценивать точность местоположения, заключающуюся в оценке параметров вектора состояния. Показана работоспособность способа оценки точности местоположения судна, основанного на теории нечетких чисел.
безопасность мореплавания, вектор состояния, вектор управления, оценка точности местоположения, фигура принадлежности места судна, матрица управления
1. Бостанджян В.Д. Основы экономической безопасности- М.: Альфа, 2016. - С. 287.
2. Моисеев Н.В. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики- 2015. - № 12. - С. 35-58.
3. Некрасов C. H., Прохоренков А. А. Ситуационный метод оценки навигационной безопасности плавания // Сборник докладов 57-й Международной молодежной научно-технической конференции «МОЛОДЕЖЬ - НАУКА - ИННОВАЦИИ», посвященной 200-летию транспортного образования в России, 25-26 ноября 2009 г.: в 2 т. - Владивосток: Мор.гос. ун-т, 2009. - Т. 1. -261 с.
4. Зайков В. И. Отчет о научно-исследовательской работе «Исследование ограничений по гидрометеоусловиям и разработка мероприятий по обеспечению безопасности плавания в районе судопропускных сооружений С-1 и С-2 защиты Санкт- Петербурга от наводнений». - СПб.: СПГУВК, 2005.-89 с.
5. Скорость судна: Военно-морской словарь / В. Н. Чернавин-М.: Воениздат, 1990. -396-511 с.
6. Некрасов С. Н. Комбинированный метод оценки навигационной безопасности при плавании по внутренним водным путям / С. Н. Некрасов, А. А. Прохоренков // Журнал Университета водных коммуникаций. -2011. -№ 1. -С. 106-108.
7. Джавукцян М.Л. Использование нечетких чисел для оценки точности ОМС / М.Л. Джавукцян, Д.Е. Студеникин // Эксплуатация морского транспорта. - 2016 - № 2(79). - С. 41-45.
8. Арефьев И.Б., Моделирование состояния и поведения судна на базе фильтра Калмана / И.Б. Арефьев, Я. Трояновский // Программные продукты и системы. - 2009 - №1. - С. 39-41.
9. Понтрягин Л. С., Болтянский В. E., Гамкрелидзе Р. В., Мищенко Е. Ф. Математическая теория оптимальных процессов,- М.: Наука, 1976. - 384 с.
10. Кондратьев С.И., Студеникин Д.Е., Джавукцян М.Л., Елимбоцкий В.В. Способ и система контроля местоположения судна с помощью нечеткой логики // Патент России № 2678761, 31.01.2019 Бюл. №4
11. Штовба С.Д. Проектирование нечетких систем средствами MATLAB. - М.: Горячая линия - Телеком, 2007. - 288 с.
12. Студеникин Д.Е. Анализ предполагаемой траектории движения крупнотоннажного судна с учётом его маневренных возможностей [Текст] / Д.Е. Студеникин, С.И. Кондратьев // Естественные и технические науки-2013.-№ 5 (67).-С. 335-340.