Тайм-чартер, являясь одним из разновидностей договоров по фрахтованию флота, используется обычно крупными фрахтователями, которые имеют значительную грузовую базу, а также при возникновении избытка тоннажа в одних регионах и недостатка в других. Если судовладелец сдал судно в тайм-чартер на пике рынка, конечно, он остается в «выигрыше», однако есть вероятность того, что фрахтователь, находясь в неблагоприятных для него условиях рынка, будет не в состоянии уплатить оговоренный фрахт или станет искать причины для досрочного выхода из тайм-чартера. В этой связи авторами предлагается такая форма работы судна как сдача в тайм-чартер на условиях гибкой или плавающей ставки, которая будет зависеть от состояния рынка в определенный момент времени. Авторы обращают внимание на тот факт, что в настоящее время видится недостаточность современных научных разработок по работе танкерного флота, которая не только была бы ориентирована на условия мирового танкерного рынка, но и гибко подстраивалась под его конъюнктурные изменения, а также позволяла бы использовать судна максимально эффективно в течение всего эксплуатационного периода, избегая простоев. В статье представлены преимущества работы судов в тайм-чартере с плавающими ставками аренды, подробно разобран алгоритм расчета арендной платы на основе плавающих тайм-чартерных ставок, охарактеризованы секции мирового фрахтового рынка танкерных перевозок для анализа конъюнктуры по индексу BDTI. Кроме того, достоинством данной статьи является тот факт, что авторы учли прохождение судами зоны контроля выбросов при расчете тайм-чартерного эквивалента, что, безусловно, отражается на тайм-чартерной ставке.
тайм-чартер, танкерный рынок, конъюнктура фрахтового рынка, плавающая ставка, расчет арендной платы, фрахтовый индекс, зона контроля выбросов
1. Судник, Н.В. Оптимизация продолжительности периода аренды судов на условиях тайм-чартера. //Технологический аудит и резервы производства,- 2015. - Т. 2,- № 6 (22). - С. 63-67.
2. Николаева, Л. Л. Коммерческая эксплуатация судна. - Одесса: «Феникс», 2006.
3. Тимченко, Т.Н. Обзорный анализ и оценка рыночной конъюнктуры в балкерной секции мирового фрахтового рынка.// Вестник государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова,-2018. -№3 (24). - С. 42-43.
4. Судник, Н.В. Моделирование процессов принятия оператором решения по отфрахтованию арендованных судов. - Бизнес Информ - 2015.- № 4 (447). - С. 88-91.
5. Головань, Т.В. Методика анализа конъюнктурных изменений фрахтового рынка, применяемого морскими брокерскими компаниями. // Материалы XI региональной научно-технической конференции «Проблемы эксплуатации водного транспорта и подготовки кадров на юге России», ч. 1.-2014.-С. 59-63.
6. Анализ рынка: прибыть от танкеров при перевозках сырой нефти / [Электрон, ресурс] // «ВІМСО 2020». URL: https://www.bimco.org/news-and-trends/market-analysis?pn=24 (дата обращения 28.02.2021 г.).
7. Кондратьев С.И. Методы вычисления характеристических полиномов в задачах управления подвижных объектов: учебное пособие / С. И. Кондратьев, Г. А. Зеленков. - Новороссийск: Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Морская гос. акад. им. адмирала Ф. Ф. Ушакова", 2007.
8. Кондратьев С.И. Максимизация надежности процессов в условиях межсистемных взаимодействий с не вполне определенными параметрами [Текст] / С.И. Кондратьев, А.П. Лицкевич // В сборнике: Стратегия развития транспортнологистической системы Азово-Черноморского бассейна. Проблемы безопасности морского судоходства, технической и коммерческой эксплуатации морского транспорта: Материалы 1-й международной научно-технической и 6-й региональной научно-технической конференции. Ответственные за выпуск: академик РАТ, д.т.н., проф. В.В.Демьянов, академик РАТ, д.э.н., проф. В.Е. Деружинский.-2007.-С. 204-207.
9. Кондратьев С.И. Обеспечение безопасности плавания транспортных судов в порту при маневрировании в операционной акватории причала [Текст] / С.И. Кондратьев, В.В. Устинов // Транспортное дело России - 2012 - № 6-2 - С. 196-197.
10. Печников А.Н., Хекерт Е.В. Эргономический подход к оцениванию деятельности судовых специалистов: экспериментальная апробация предложенных моделей и процедур //Морские интеллектуальные технологии,- 2019- № 4-3 (46).-С. 104-110.
11. Печников А.Н., Хекерт Е.В., Савельев В.Г., Адерихин Н.В. Эргономический подход к оцениванию деятельности судовых специалистов: модели трансформации действия в процессе его освоения и процедура их практического применения// Морские интеллектуальные технологии,-2019.-№ 1-2 (43).-С. 104-111.
12. Студеникин Д.Е., Бован С.Д., Хекерт Е.В., Модина М.А. Использование нейронных сетей для организации визуального наблюдения// Морские интеллектуальные технологии.-2019,-№4-3 (46).-С. 91-95.
13. Астерин В.В. Принципы координации подсистем судна для предупреждения столкновений [текст] / В.В. Астерин, Е.В. Хекерт // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. -2013,-№2 (21).-С. 13
14. Жук A.C. Методы управления судном на основе множеств достижимости [Текст] / A.C. Жук, С.И. Кондратьев // Навигация и гидрография. -2013,-№ 36,-С. 29-37.