Трамповое судоходство, несмотря на большие количественные и качественные изменения в составе мирового флота, появление новых форм организации морских перевозок, продолжает оставаться одним из важнейших элементов международной торговли. Мировой фрахтовый рынок трампового тоннажа является рынком совершенной конкуренции по следующим причинам: на нем независимо друг от друга действует большое количество продавцов и покупателей однородной продукции; каждый из них не может значительно повлиять на уровень фрахтовых ставок и располагает достаточно полной информацией 0 ценах и затратах. Вследствие того, что трамповые суда не связаны с определенным районом плавания и направляются туда, где есть потребность, трамповый рынок чутко реагирует на изменение спроса и предложения, для него характерны значительные колебания фрахтовых ставок. В этой связи тематика исследования является актуальной. В рамках статьи авторами предложен методический подход к определению возможного диапазона величины фрахтовой ставки в трамповом судоходстве с учетом входных параметров предстоящего рейса и текущего состояния конъюнктуры фрахтового рынка. Проведенные практические расчеты позволили сделать вывод о том, что на сегодняшний день для судов размера «Handymax» в географической секции Черное море-Средиземное море разрыв между минимально и максимально возможным размером фрахтовой ставки для судов одного возраста может достигать четырех долларов за 1 тонну груза
трамповое судоходство, фрахтовый рынок, тайм-чартерный эквивалент, фрахтовая ставка, определение диапазона
1. Инкотермс 2020 / Incoterms 2020 - значение термина / [Электрон. ресурс] // Альта-Софт. URL: https://www.alta.ru/information/glossarium/%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC%D1%81_2020_incoterms_2020/ (дата обращения 12.10.2022 г.).
2. Николаева, Л.Л. Коммерческая эксплуатация судна: учебник. - О.: Феникс, 2006. - 754 с.
3. Петровский, В.В. Морское линейное судоходство - М.: МОРКНИГА, 2019 - 340 с.
4. Емельянова, Т.В. Ценообразование. - М: Высшая школа, 2016. - 315-317 с.
5. Касьяненко, Т.Г. Цены и ценообразование - М.: Транспорт, 2018. С. 45-47.
6. Тимченко Т.Н., Тонконог В.В., Головань Т.В. Разработка новой формы сдачи танкерного флота в аренду на условиях плавающих тайм-чартерных ставок. - Эксплуатация морского транспорта, 2021. - №1 (98). - С. 19-27.
7. Shipping Review & Outlook. March 2021. / [Электрон. ресурс] // Clarksons Research.
8. Годовой брокерский отчет за 2021 год / [Электрон. ресурс] // Официальный сайт Hellenic shipping news. URL: https://www.hellenicshippingnews.com/athenian-shipbrokers-s-a-monthly-report-february-2022/ (дата обращения 18.10.2022 г.).
9. Головань, Т.В., Мурадов Д.Х. Оценка эффективности рейса судна с учетом величины расходов судовладельца при рейсовом фрахтовании. - Эксплуатация морского транспорта, 2022. - №2 (103). - С. 32-38.
10. Головань, Т.В., Мурадов Д.Х. Методика по определению необходимого уровня увеличения фрахтовой ставки при проведении переговоров по фрахтовой сделке. - Эксплуатация морского транспорта, 2022. - №3 (104). - С. 67-71.