Линейное судоходство - это определенная секция мирового фрахтового рынка, отличающаяся от трамповых сухогрузных и танкерных перевозок регулярными отправками, в основном, генеральных грузов небольшими партиями в соответствии с установленным расписанием. До 2022 года крупными линейными перевозчиками являлись зарубежные компании, обладающие собственными производственными мощностями, позволяющими организовывать поставку экспортно-импортных грузов между различными континентами и портами определенной географической секции. Под влиянием определенных геополитических факторов данный рыночный сегмент претерпел определенные изменения, которые открыли для отечественных логистических и транспортно-экспедиторских компаний новые возможности для расширения бизнеса. В этой связи тематика исследования является актуальной. В рамках статьи авторами обозначены ключевые отличительные черты рынка линейных перевозок, представлены топ-10 мировых линейных перевозчиков, текущие изменения в данной секции рынка морских перевозок, а также новые направления перевозок, сложившиеся под влиянием современных запретов и ограничений. Отдельное внимание в работе уделено авторскому концептуальному подходу к принятию решения об открытии нового направления перевозок в линейном судоходстве. Результаты практических расчетов доказали возможность применения данной идеи в практической деятельности логистических и транспортно-экспедиторских компаний
линейное судоходство, геополитические факторы, современные тенденции, новые направления, эффективность перевозок, принятие решения
1. Тимченко Т.Н., Асланов Г.Г.О. Методические основы определения диапазона фрахтовой ставки в трамповом судоходстве // Эксплуата-ция морского транспорта.- 2022.- №4 (105).- С. 62-69.
2. Тимченко Т.Н., Асланов Г.Г.О. Современный логистический подход к организации перевозки генеральных грузов в контейнерах из Китая в Россию // Эксплуатация морского транспорта.- 2022.- №3 (104).- С. 60-66.
3. Рейтинг «Alphaliner» / [Электрон. ресурс] // Официальный сайт «Alphaliner». URL: https://alphaliner.axsmarine.com/PublicTop100/ (дата обращения 20.02.2023 г.).
4. Maersk продал логистические активы в России / [Электрон. ресурс] // Информационно-аналити-ческое агентство Sea News/ URL: https://seanews.ru/2023/02/20/ru-maersk-prodal-logisticheskie-aktivy-v-rossii/ (дата обращения 20.02.2023 г.).
5. Оборот мировых контейнерных линий, итоги 2022 / [Электрон. ресурс] // Информационно-аналитическое агентство Sea News. URL: https://seanews.ru/2023/02/07/ru-oborot-mirovyh-kontejnernyh-linij-itogi-2022/ (дата обращения 21.02.2023 г.).
6. Новая линия из Индии на Новороссийск / [Элек-трон. ресурс] // Информационно-аналитическое агентство Sea News. URL: https://seanews.ru/2023/02/21/ru-novaja-linija-iz-indii-na-novorossijsk/ (дата обращения 21.02.2023 г.).
7. Новый сервис между Стамбулом и Санкт-Пе-тербургом / [Электрон. ресурс] // Информаци-онно-аналитическое агентство Sea News. URL: https://seanews.ru/2023/02/21/ru-novyj-servis-rus-kona-mezhdu-stambulom-i-sankt-peterburgom/ (дата обращения 21.02.2023 г.).
8. Новый контейнерный сервис Россия - Латин-ская Америка / [Электрон. ресурс] // Информа-ционно-аналитическое агентство Sea News. URL: https://seanews.ru/2023/02/17/ru-novyj-kontejnernyj-servis-rossija-latinskaja-amerika/ (дата обращения 21.02.2023 г.).
9. Тимченко Т.Н., Тонконог В.В., Головань Т.В. Разработка новой формы сдачи танкерного флота в аренду на условиях плавающих тайм-чартерных ставок // Эксплуатация морского транспорта.- 2021.- №1 (98). - С. 19-27.
10. Головань Т.В., Мурадов Д.Х. Моделирование процесса максимизации прибыли тайм-чартер-ного судовладельца при отфрахтовании флота // Эксплуатация морского транспорта.- 2022.- №4 (105). - С. 69-73.
11. Головань Т.В., Мурадов Д.Х. Оценка эффектив-ности рейса судна с учетом величины расходов судовладельца при рейсовом фрахтовании // Эксплуатация морского транспорта.- 2022.- №2 (103). - С. 32-38