В статье рассматривается важность идентификации вектора состояния судна. На основании уравнения Риккати построено несколько имитационных моделей динамического объекта в среде моделирования Simulink. Первая модель предназначена для определения счислимых координат судна. Вторая модель, дополнена блоком ошибки, представленным в виде случайного сигнала с нормальным распределением «RandomNumber». Указанная ошибка включена в относительную скорость судна, получаемую от судового лага. Третья модель, созданная в работе, определяет степень важности идентификации параметров вектора состояния судна, а именно, показывая погрешности, возникающие при определении счислимого места судна. На основании результатов, полученных в процессе исследования, можно с уверенностью сказать, что недостаточная идентификация вектора состояния судна может привести к трагическим последствиям: авариям, человеческим жертвам, загрязнению морской среды. Поэтому необходима система способная своевременно обнаруживатьложные данные, поступающие с судовых приборов.
вектор состояния, параметры движения судна, важность идентификации, модель движения судна, счисление судна
1. Антонов, В.А. Теоретические вопросы управления судном: учебное пособие / В.А. Антонов, М.Н. Письменный. - 2-е изд., перераб. и доп. -Владивосток: МГУ им. адм. Г. И. Невельского, 2007. - 78 с
2. Лукомский, Ю.А. Навигация и управление движением судов: учебник / Ю.А. Лукомский, В.Г. Пешехонов, Д.А. Схороходов. - СПб.: Элмор, 2002. - 360 с.
3. Руководство по определению маневренных характеристик судов: утв. Российским морским регистром судоходства 31.01.05. -М.: Морской-Регистр, 2005. - 16 с.
4. Чертков А. А. Информационные технологии и автоматизация на транспорте / A.A. Чертков, Д.А. Загрединов, Ю.Б. Михайлов // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2016. - № 6 (40). - С. 221-227.
5. Дворецкий, С.И. Понятие «модели» Классификация математических моделей [Электронный ресурс] / С.И. Дворецкий. - Режим доступа: http://tstu-isman.tstu.ru/pdf/ lecture4.pdf, свободный.
6. Юдин Ю.И. Использование идентифицированных математических моделей судна для обеспечения безопасности судовождения / Ю.И. Юдин, А.Г. Степахно, А.Н. Гололобов // Вестник Мурманского гос. техн. ун-та. - 2009. -Т. 12. - №1. - С.10-12.
7. Студеникин, Д.Е. Прогнозирование параметров движения судна на основе нечеткой логики [Текст]: диссертация канд. техн. наук: 05.22.19: защищена 30.03.12/ Студеникин Дмитрий Евгеньевич. - Новороссийск, 2012. - 150 с.
8. Справочник по теории корабля: в 3 т. - Т. 3. Управляемость водоизмещающих судов / под ред. Я.И. Войткунского - JI: Судостроение, 1985.
9. Крылов А.Н. Избранные труды. Общая теория качки корабля на волнении. - М.: АН СССР: Классики науки, 1958.
10. Дерябин В.В. Модель счисления пути судна в условиях воздействия внешних факторов // Эксплуатация морского транспорта. - 2011-№ 1 (63).-С. 33-39.
11. СП 38.13330.2012 Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (Волновые, ледовые и от судов). Актуализированная редакция СНиП 2.06.04.-82*
12. Кондратьев С.И. Математическая модель движения судна с пятью степенями свободы, идентифицирующая гидродинамические силы на его корпусе [Текст] / С.И. Кондратьев // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Естественные науки,- 2003-№ S.- С. 34-38.